Опубликовано: 24.11.2020

Лайфхаки и полезные советы ЕГЭ по истории России

Для начала нашей работы, можете скачать демонстрационный вариант, кодификатор и спецификатор ЕГЭ по истории здесь.

Задание 1 – 11

  • Знание дат по ИСТОРИИ РОССИИ и ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ.

Секрет успеха выполнения первого задания заключается в том, что необходимо выучить даты по истории России и всеобщей истории. Многие задаются вопросом, какие необходимо знать даты для успешной сдачи ЕГЭ и где их взять? Так вот на этот случай, вам пригодится этот документ — Историко – культурный стандарт. В этом документе вы можете скачать даты по истории России, а даты по зарубежной истории можете скачать здесь.

И, конечно же, нужно тренироваться в решении заданий.

 

Лайфхак: для того чтобы лучше и легче запоминать даты, вы можете сделать себе карточки. На одной стороне указать год (день) события, а на другой стороне наименование исторического события.

 

Примеры лайфхаков по датам:

1380 г – Куликовская битва + прибавляем 100 лет = 1480 г – Стояние на реке Угре.

1861 г – Отмена крепостного права + прибавляем 100 лет = 1961 г – Полет Юрия Гагарина в космос.

 

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание 2

  • Задание на установление соответствия между событиями и годами. Для успешного выполнения этого задания необходимо знать даты по истории России. Очень часто в этом задании попадаются даты сражений и годы правлений. Так вот, для вас я подготовил хронологическую таблицу(здесь) и сводную таблицу сражений(здесь).

И, конечно же, нужно тренироваться в решении заданий.

 

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание 3 – 4

  • В этих заданиях необходимо знание исторической терминологии. Для вас я подготовил топ – 200 терминов, которые чаще всего встречаются в заданиях ЕГЭ (Скачать здесь).

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание 5

  • Это задание требует от нас знания фактов и процессов (явлений, событий).

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание 6

  • Очередное задание на соответствие, но теперь нам необходимо проанализировать два исторических источника и подобрать к ним соответствующие характеристики.

Лайфхак: В исторических источниках необходимо найти подсказки (личности, название городов, придворные чины и т.д.) которые будут указывать нам на представляемые характеристики.

Царицын – Сталинград – Волгоград

В 1589 — 1925 гг. – Царицын. В 1925 г. переименован в Сталинград в честь генсека ЦК ВКП(б) И.В.Сталина. В 1961 г. переименован в Волгоград.

Санкт – Петербург – Петроград – Ленинград – Санкт – Петербург

В 1703 – 1914 гг. – Санкт – Петербург. В 1914 г. переименован в Петроград. В 1924 г. переименован в Ленинград.  В 1991 г. вернулось прежнее название Санкт – Петербург.

Алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно читаем задание
  • Вчитываемся в фрагменты представленных источников
  • Подчеркиваем важные и ключевые моменты
  • Читаем список характеристик
  • Анализируем каждую из списка и определяем примерное событие, к которому она может относиться
  • Определяем описываемые события
  • Подбираем характеристики
  • Проверяем себя еще раз и записываем ответ

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание 7

  • В этом задании, ваша задача состоит в том, чтобы к предложенному событию подобрать соответствующие позиции (множественный выбор).

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание 8

  • Данное задание проверяет знания истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Специально для вас я подготовил материал, который точно поможет справиться с этим заданием.

Скачать материалы вы можете здесь.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание 9

  • Девятое задание экзамена требует от нас знания главных действующих лиц различных исторических событий: войны, революции или же целого периода. Справиться с таким объемом далеко не просто, к тому же событий и их героев настолько много, что запомнить каждого порой невозможно.

Нет стандартного перечня персоналий, который мы должны знать к каждому событию. В одном задании это может быть довольно известная личность, как к примеру, Ленин, Сталин или же Иван Грозный, а в другом те, о ком вы слышите впервые, к примеру, И.Д Папанин — открытие станции “Северный полюс- 1”, матрос П.Кошка — герой Крымской войны и другие.

Как же действовать в таком случае? Конечно, стоит начинать с самых легких вариантов, тех, в которых вы уверены на 100 процентов. Затем, методом исключения нужно выбирать из оставшихся.

В любом сложном на ваш взгляд задании главное — не паниковать. Собравшись с мыслями в стрессовой ситуации, можно вспомнить то, что вы, казалось бы, даже не знали, но на самом деле встречали в теории.

 

Лайфхак: Изучая различных исторических личностей, постарайтесь поиграть в ассоциации.

 

Как вы думаете, какое историческое событие иллюстрирует эта картинка? Ответ можете написать в комментариях.

Пример задания вы можете решить здесь.

Задание 10

  • Данное задание не столько сложное, сколько объемное. Здесь потребуются знания истории с 1914 – 2012 гг. При виде большого текста, мы сразу теряемся и перестаем верить в свои силы, однако это вовсе не тот случай, когда нужно волноваться. В заданиях такого типа, как правило, все достаточно очевидно и понятно. Главное — найти ключевые слова и те подсказки, которые помогут определить пропущенные термин/ фамилию/ название.

Пример задания вы можете решить здесь.

Задание 12

  • В этом задании нам необходимо провести анализ текстовых исторических источников. Задание номер 12 является одним из самых тяжелых, потому что содержит в себе просто огромный объем информации с которой приходится разбираться. Прочитав несколько раз и поняв суть, необходимо проанализировать всю представленную и известную вам информацию. Затем, ознакомиться с представленными утверждениями и определить, какие три из них являются верными, а какие — не соответствуют данной тематике или контексту.

 

Пример задания вы можете решить здесь.

Задание 13 – 16

  • С 13 – 16 задания предстоит работать с исторической картой. У многих здесь возникают проблемы, но не вешать нос друзья. Чтобы успешно выполнять подобные задания, необходимо тренироваться с контурной картой. Я хочу посоветовать вам отличного автора Колпаков С.В. Скачать контурные карты вы можете здесь.

Советы для работы с картой:

  • Постарайтесь понять из задания, о каком событии идет речь.
  • Важно обращать внимание на легенду карты, т.е. те условные обозначения, к которым даны пояснения. Могут быть отмечены годы, обозначены действия противников или союзников и многое другое. Однако легенда представлена далеко не к каждой карте.
  • Изучите карту, обратите внимание на различные подсказки (города, реки, страны и тд.), которые будут наводить нас на ответ.
  • Задания с картой — это блок нескольких заданий. Вполне возможно, что информация одного из них натолкнет вас на ответ другого.
  • Как правило, ответ на задание 13 записывается словом или словосочетанием, но не цифрами. Однако бывают и исключения, поэтому внимательно прочтите сам текст задания, прежде чем дать ответ.

Пример задания вы можете решить здесь.

Задания 17 – 19

  • Блок заданий №17-19 напрямую связаны с развитием культуры России. Я хочу посоветовать вам отличный сборник, автором, которого является Пазин Р.В. Скачать сборник вы можете здесь.

Лайфхак: Выполняя задание, можно использовать “метод календаря”. Прочтя название каждого памятника, вы можете написать рядом с ним примерную дату создания, правителя, который стал современником и автора, если таковой имеется.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание 20

  • Двадцатое задание предполагает анализ исторического источника – определение авторства, времени и обстоятельств его создания. Документ может относиться к любому периоду истории – от 8 до 20 веков. Задание 20 начинает серию заданий, связанных с приведенным в тексте экзамена документом. За него можно максимально получить 2 первичных балла – в том случае, если верный ответ дан на все вопросы документа. Например, если нужно назвать императора – автора речи, годы его правления и имя его предшественника, и все это сделано правильно. Если же какой-то из элементов ответа упущен – к примеру, верно назван только правитель и годы его правления – ученик получает 1 первичный балл. Если указан только один элемент ответа или же все написано неверно, ответ оценивается в 0 баллов. Получается, что для получения баллов обязательно надо написать как минимум два правильных положения. Для этого нужно внимательно ознакомиться с текстом задания, обратить внимание на указанные в нем исторические факты, личности.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

21 задание

  • Двадцать первое задание ЕГЭ по истории также связано с приведенным историческим документом. Оно нацелено на поиск исторической информации как в тексте, так и с использованием собственных знаний. Даже если нужная информация есть в тексте, ее можно не переписывать дословно, а написать своими словами – главное, правильно.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

22 задание

  • Двадцать второе задание ЕГЭ по истории также связано с приведенным историческим источником. Оно предполагает привлечение собственных исторических знаний для анализа документа и ответа на вопросы, в котором необходимо определить причинно-следственные связи между различными историческими явлениями, то есть здесь уже не получится «выехать» только за счет текста.

 

Пример задания вы можете решить здесь.

 

23 задание

 

  • Задание – задача. В этом задании необходимо привести объяснения какой-либо исторической ситуации. Она может относиться к любому периоду отечественной истории – от VIII до XXI века. Это задание несколько сложнее предыдущих – здесь уже никак нельзя опереться на информацию, данную в тексте, потому что оно не связано с историческим источником и предполагает использование собственных знаний по предмету.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

24 задание

  • Как показывает практика, двадцать четвертое задание — это одно из самых сложных заданий. Поэтому ребята, здесь нужно больше тренироваться в решении подобного типа заданий. В помощь вам прикрепляю сборник С.А.Маркина. Скачать вы можете здесь.

Двадцать четвертое задание ЕГЭ по истории предполагает написание аргументов как подтверждающих, так и опровергающих приведенную точку зрения относительно какого-либо исторического события. За правильное его выполнение можно получить максимум 5 первичных балла – для этого нужно привести 2 верных аргумента в подтверждение и 2 – в опровержение. Если указано, например, 2 аргумента в подтверждение, но лишь 1 в опровержение (или наоборот), можно рассчитывать только на 4 первичных балла. Если же приведено всего два аргумента, но один «за», а второй «против», максимально возможный первичный балл – 3; если же оба написанных аргумента иллюстрируют лишь одну точку зрения, больше 2 баллов получить не удастся. А за даже один аргумент в одну сторону можно получить балл, чего раньше не было.

Пример задания вы можете решить здесь.

  

25 задание

 

  • Историческое сочинение.

 

Двадцать пятое задание ЕГЭ по истории – самое последнее и для многих самое сложное задание экзамена. В нем нужно написать историческое сочинение по одной из трех представленных на выбор из исторических процессов или об одном из историческом деятеле. За него можно максимально получить сразу 11 первичных баллов.

Критерий К1 называется «указание событий (явлений, процессов)», которые должны относиться к выбранному для сочинения историческому периоду. Если верно указано два исторических события, можно получить 2 первичных балла; соответственно, если верно лишь одно – 1 первичный балл.

Также 2 первичных балла можно получить по критерию К2 – «исторические личности и их роль в указанных событиях данного периода истории». Если названо 2 личности и указана роль каждой из них – присуждают 2 первичных балла, а если названо 1-2 личности, но роль расписана только для одной – 1 балл. Если же 1-2 личности просто указаны в тексте, а об их роли в событиях периода не написано ничего, выпускник не получает баллов по этому критерию. Важно помнить о том, что нельзя просто писать, например, «Князь Дмитрий Донской сыграл важную роль в Куликовской битве» — это считается общими рассуждениями, также оцениваемыми в ноль баллов. А вот если вы напишете что-то вроде «Дмитрию Донскому удалось объединить силы русских князей и заручиться поддержкой со стороны церкви; также он проявил талант полководца, так как сумел определить наиболее выгодное положение для армии и использовать засадный полк. Все это сыграло решающее значение в ходе Куликовской битвы», это будет засчитываться за указание роли личности в событии.

По критерию К3 проверяется указание причинно-следственных связей между событиями; за две верно указанные связи выпускник получает 2 первичных балла. Нужно четко прописать, какое событие стало следствием какого, например, «налоговая политика, проводимая царем Алексеем Михайловичем, явилась одной из причин Соляного бунта». Нельзя указывать в качестве предпосылки или причины событие, относящееся к другому историческому периоду.

За критерий К4 можно получить 1 первичный балл. Это возможно, если указать значение данного исторического периода для всей истории страны, опираясь на исторические факты или мнение историков. То есть нельзя просто написать «этот период был очень важен для последующей истории страны». Но если указать ключевые события и проанализировать их роль и значение для дальнейшей истории, ответ будет засчитан. Можно ссылаться и на мнение какого-либо историка либо, если не помните фамилию, написать «по мнению ряда историков» — но так можно писать только тогда, когда вы уверены в том, что какой-либо ученый действительно высказывал такую точку зрения.

Баллы по критерию К5 – «Наличие фактических ошибок» — можно получить только в том случае, если за критерии К1-К4 получено не меньше 5 баллов. Если фактические ошибки в работе отсутствуют, можно получить 3 первичных балла, если допущена одна ошибка – 2, а если две 1 балл, более – 0.

Критерий К6 – «Форма изложения» — также рассматривается экспертами только в том случае, если по критериям К1-К4 набрано минимум 5 баллов. Если ответ представлен в виде сочинения, то есть материал изложен последовательно и связно, экзаменующемуся начисляют 1 первичный балл. Если же ответ представляет собой отдельные, не связанные положения – 0.

Объем сочинения не указан, однако лучше не делать его слишком большим и «лить воду» — во время написания красивых оборотов и вычурного текста верные формулировки, соответствующие критериям, могут потеряться. Но и писать короткую, слишком сухую работу тоже не нужно: лучше писать сочинение среднего объема. Подготовку к данному заданию лучше начинать заранее, чтобы научиться писать сочинения, подходящие к критериям экзамена. Очень хорошо каждую неделю писать по 1-2 историческому сочинению, взятым из вариантов экзамена или просто из банка заданий, и потом сдавать их для проверки учителю или репетитору.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Источник заданий: образовательный портал для подготовки к экзаменам РЕШУ ЕГЭ