Опубликовано: 25.11.2020

Советы для подготовки ЕГЭ по обществознанию

Для начала нашей работы, можете скачать демонстрационный вариант, кодификатор и спецификатор ЕГЭ по обществознанию здесь. Еще хочу посоветовать вам классные лайфхаки от «Учителя года России – 2018» Алихана Мавладиевича Динаева. Ссылку на канал я оставлю здесь.

 

Задание №1

Анализ схем и таблиц.

Первое задание представлено в виде схем и таблиц, в котором пропущено одно слово или словосочетание. Вам необходимо правильно вставить пропущенный элемент. Задание может быть связано с любым аспектом, связанным с обществознанием.

Задание относится к базовому уровню сложности. Будь предельно внимателен при выполнении подобного рода заданий. Важно проанализировать схему или таблицу, учесть уже присутствующий элемент, вспомнить теоретический материал и записать пропущенный элемент. Важный совет, если вы будете уделять внимание различным справочникам и стараться запоминать представленные схемы, то думаю у вас не возникнет проблем с этим заданием. Зачастую многие пользуются справочником под авторством П.А.Баранова, А.В.Воронцова, С.В.Шевченко, которые я тоже рекомендую обучающимся.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №2

Выбор обобщающего понятия

Во втором задании экзамена по обществознанию приводится перечень из 5-7 различных понятий, относящихся к одной теме, при этом одно из этих слов является обобщающим для всех остальных. Задача экзаменующегося правильно выбрать это обобщающее понятие. Я всегда советую всем обучающимся внимательно проанализировать представленный перечень. За верный ответ на второе задание ставится 1 балл.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №3

 

Соотношение понятий

 

Третье задание ЕГЭ по обществознанию проверяет ключевые знания выпускников по всему изученному материалу. Оно направлено на определение того, как экзаменующиеся умеют соотносить видовые понятия с родовыми: в задании приводится перечень, состоящий из 6-7 понятий. Все они, за исключением двух, относятся к одному аспекту: например, характеризуют рыночную экономику или относятся к биологическим потребностям человека. Требуется определить те два понятия, которые не подходят к данному обобщающему признаку.

За это задание можно получить 1 балл. Порядок записи цифр ответа в этом задании значения не имеет. Очень важно внимательно прочесть само задание: в ответ нужно записывать не слова, а цифры, под которыми они даны, иначе он не будет засчитан.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №4

 

Выбор характеристик

 

Четвертое задание ЕГЭ по обществознанию, в отличие от предыдущих трех, относится к повышенному уровню сложности, зато в случае его правильного выполнения можно получить сразу 2 балла.

В условии предлагается несколько характеристик – обычно их бывает 5 или 6. Задача экзаменующегося – выбрать из них те, которые соответствуют определенному указанному условию: например, присущи определенным процессам или характеризуют какое-либо понятие. Чаще всего верными оказываются 3 варианта, но может быть и два.

Несмотря на то, что 4 задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности, получить за него максимальный балл не так трудно: достаточно внимательно прочитать задание, проанализировать данные варианты и записать их все в ответ. Однако, если вы плохо знаете ту тему, с которой связано условие, могут возникнуть проблемы; конечно, можно попробовать угадать ответ, но лучше как следует повторить теоретический материал.

2 балла можно получить, если все задание выполнено верно, то есть, если в ответ записаны все нужные цифры: нет ни одной ошибки, лишней или недостающей цифры. Если же допущена одна ошибка – например, одна цифра указана неверно, либо является лишней – можно получить 1 балл. В случае, если допущено более 1 ошибки, баллы за 4 номер ЕГЭ по обществознанию не ставятся.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №5

 

Установление соответствий

 

Пятое задание из ЕГЭ по обществознанию относится к базовому уровню сложности; в нем необходимо устанавливать соответствия между различными приведенными понятиями – определять, какой пример или характеристика соответствует тому или иному определению.

В некоторых вариантах требуется соотносить термины и их значения, в некоторых – примеры и те понятия, которые они иллюстрируют. Как правило, приведенные фразы и термины относятся к тематическим разделам «Человек и общество» и «Социальные отношения», которые традиционно считаются более легкими, чем «Экономика» или «Право».

Задание относится к базовому уровню сложности, однако будет сложно выполнить его без хорошего знания теоретического материала – ведь попавшийся номер может быть связан с любым его аспектом: от видов социальных статусов до уровней познания.

Если задание выполнено полностью верно, за него ставится 2 балла. При наличии одной ошибки можно рассчитывать только на 1 балл, а если ошибок две и более, баллы за пятое задание ЕГЭ по обществознанию не ставятся.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №6

Соотнесение фактов

Шестое задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности; в нем приводится краткое описание какой-либо ситуации и перечень фактов или признаков – необходимо определить, какие из них соответствуют указанной ситуации.

Основная сложность заключается в том, что фактов приводится 5-6, а выбрать нужно лишь несколько, но точное количество верных вариантов не указано (как правило, их бывает 2 или 3). Тем не менее, если внимательно прочитать задание и порассуждать, выполнить его совсем не сложно.

Максимальный балл за 6 задание ЕГЭ по обществознанию – 2; он ставится в том случае, если в ответ записаны все верные варианты – то есть, нет ни одной пропущенной, либо лишней цифры. Если же одна цифра не дописана, либо написана неверно – ставится 1 балл, а если таких ошибок 2 и более, баллы за это задание не начисляются.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №7

Выбор суждений. Экономика

Седьмое задание ЕГЭ по обществознанию аналогично предыдущему, относится к повышенному уровню сложности. В нем экзаменующемуся предлагается список из 5-6 позиций, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют определенному условию.

Как правило, верными бывают 2 или 3 варианта. Если в ответе указаны все необходимые цифры, нет лишних, либо недописанных, он оценивается в 2 балла. При наличии одной ошибки ставится 1 балл, а в случае, если ошибок 2 и более – 0 баллов.

Все варианты 7 задания ЕГЭ по обществознанию относятся к теме «Экономика». Они могут быть связаны с различными аспектами этой темы – например, такими, как факторы спроса, инфляция, конкуренция.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №8

Установление соответствий. Экономика

Восьмое задание ЕГЭ по обществознанию предполагает установление соответствий между позициями из двух столбиков – например, между примерами функций и теми, кто может их выполнять, или между примерами ситуаций и видами какого-либо процесса, который они иллюстрируют.

Задание восемь связано с темой «Экономика» — для его успешного выполнения нужно хорошо знать теорию по таким аспектам, как безработица, типы экономических систем, налоги, факторы производства, государственный бюджет и другие экономические разделы.

За правильное выполнение задания можно получить 2 балла – в том случае, если все цифры расставлены верно, нет ни одной лишней и ни одной ошибки. Если же присутствует одна цифра, написанная ошибочно, ставится 1 балл, если же ошибок 2 и более, баллы за задание не ставятся.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №9

Выбор верных утверждений. Экономика

В девятом задании ЕГЭ по обществознанию необходимо выбирать из списка верные утверждения. Тематика заданий – экономическая; как видно, многие задания относятся только к этому аспекту предмета, поэтому нужно как следует его подучить.

Задание под номером девять ЕГЭ относится к повышенному уровню сложности – это значит, что при наличии 2 и более ошибок баллы за него выставляться не будут, если ошибка всего 1 – можно получить один балл, а при безошибочном выполнении, ответ оценивается двумя баллами.

Что необходимо знать для выполнения девятого задания?  Теоретический материала по разделу экономика. Да, ребята, нужно подучить теорию и, конечно же, тренироваться в сборниках.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №10

Анализ графиков и схем. Экономика

Десятое задание относится к базовому уровню сложности, поэтому за него можно получить 1 балл — в том случае, если в ответе отсутствуют ошибки.

Для тех, кто хорошо разобрался с различными графиками – как правило, они представлены кривыми спроса и предложения и факторами изменения их положения – задание не должно быть сложным, однако потренироваться в любом случае будет полезно. Большую роль здесь играет внимательность: часто многие варианты ответов можно отвергать сразу, потому что они относятся не к тому виду кривой (спрос и предложение), которая представлена в задании.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №11

Выбор утверждений из списка. Социальные отношения

Одиннадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – первое из тех, которые относятся только к теме «Социальные отношения». В нем необходимо выбирать из списка, содержащего 5-6 положений, те позиции, которые соответствуют заданному условию – верных вариантов чаще всего бывает 2 или 3.

Варианты заданий самые разнообразные – могут попасться как характеристики описанной в условии семьи, так и неформальные позитивные санкции. Уровень сложности одиннадцатого задания оценивается как повышенный; если допущено 2 и более ошибок, баллы за него выставляться не будут, в том случае, если есть одна ошибка, можно получить один балл. 2 балла ставится только в том случае, если не допущено ни одной ошибки.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №12

Анализ схем и таблиц. Социальные отношения

Двенадцатое задание ЕГЭ по обществознанию завершает микроблок, связанный с темой «Социальные отношения». В нем предстоит анализировать данные, представленные графическим образом – в диаграммах, таблицах и схемах.

Подобные задания часто нравятся обучающимся – выполнять их легко, можно быстро с ними справиться и получить баллы. Однако очень важно делать это внимательно, вдумчиво читать условие и предложенные варианты – иначе эти самые баллы можно потерять, что будет довольно обидно.

Двенадцатое задание ЕГЭ по обществознанию относится к базовому уровню сложности, поэтому и максимальный балл, который можно получить, невысок – в случае правильного выполнения экзаменующийся получает всего 1 балл.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №13

Выбор верных утверждений. Политика

Тринадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – первое из небольшой серии, относящейся к теме «Политика». В нем предложен перечень из 5-6 положений, откуда нужно выбрать те, которые соответствуют заданному условию – верных вариантов, как правило, бывает 2 или 3. Условие может быть как простым, так и развернутым – в виде характеристики государства или какого-либо явления.

Попавшийся вариант задания может быть связан с абсолютно любым аспектом темы – к примеру, в экзаменах прошлых лет встречались такие, как «нормативная подсистема политической системы общества» или «элементы системы сдержек и противовесов между ветвями власти». Поэтому, несмотря на то, что задание выглядит простым, для его верного выполнения необходимо хорошо выучить теорию.

13 задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности. В случае, если оно выполнено абсолютно правильно, ставится 2 балла, если же есть хотя бы одна ошибка – 1 балл, при наличии 2 и более ошибок – 0 баллов.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №14

Установление соответствия. Политика

Четырнадцатое задание ЕГЭ по обществознанию также относится к теме «Политика». В нем необходимо устанавливать соответствия: например, между типами избирательных систем и их характеристиками или правами человека и их видами.

14 задание ЕГЭ по обществознанию относится к базовому уровню сложности, однако максимальный балл за него, как и за предыдущее – 2. Его ставят, если в ответе нет ни одной ошибки. При наличии одной ошибки ставится 1 балл, двух и более – 0 баллов.

На первый взгляд задание кажется совсем несложным, но, несмотря на это, при его выполнении очень важна внимательность. Поэтому, чтобы не потерять 2 балла (которые впоследствии могут быть очень важны), нужно внимательно читать условие и проверить, правильно ли записан ответ. Также важно помнить, что обычно все позиции из второго столбика присутствуют в ответе – то есть, если у вас получилось, что из 3 позиций вы записали в ответ только 1 и 2, стоит еще раз внимательно все перепроверить.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №15

Выбор утверждений. Политика

Пятнадцатое задание ЕГЭ по обществознанию завершает тему «Политика». Во время его выполнения предлагается выбрать из списка варианты, соответствующие заданному условию.

Условие может быть сформулировано как прямо, то есть, к примеру, «найдите в списке отличительные черты тоталитарного режима», так и в виде условной ситуации, что может быть несколько сложнее. Для выбора обычно предоставляется 5-6 вариантов, а верными обычно оказываются 3 или 2 из них.

15 задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности; максимально возможный балл — 2. Получить его можно в том случае, если задание выполнено без ошибок. При наличии одной ошибки ставится 1 балл, двух и более – 0 баллов.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №16

Выбор утверждений. Право

 

Шестнадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – первое из серии тех, которые относятся к теме «Право». В нем проверяется, как выпускники знают Конституцию – все варианты 16 задания связаны именно с положениями основного закона нашей страны. Приводится список из 5-6 вариантов ответов, из которого нужно выбрать 2 или 3 верных положения, соответствующих условию.

Уровень сложности 16 задания ЕГЭ по обществознанию – базовый, однако максимальный балл за него – 2. Как и во всех предыдущих заданиях, 2 балла ставят за безошибочный ответ, 1 балл – за одну ошибку, 0 баллов – если ошибок 2 и больше.

Хотя уровень сложности задания и оценивается как базовый, оно может вызвать затруднения – могут достаться вопросы по содержанию отдельных статей, по полномочиям различных органов власти, по видам прав граждан РФ. Стоит сказать, что и в других номерах попадаются вопросы, связанные с содержанием Конституции – поэтому во время подготовки к экзамену нужно хорошо изучить основной закон нашей страны; тогда проблем с выполнением этого задания не возникнет.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №17

Выбор утверждений. Право

 

Семнадцатое задание ЕГЭ по обществознанию продолжает тему «Право». В нем, по аналогии с предыдущим, необходимо выбирать из предложенных вариантов ответа те, которые соответствуют условию – из 5-6 положений надо найти 2-3 верных.

В этом номере, в отличие от предыдущего, задания связаны не только с положениями Конституции, а с различными аспектами права – например, с нюансами разных отраслей права, про различные проступки и правонарушения, про правовое государство.

17 задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности и оценивается максимум в 2 балла – в том случае, если в выполнении совсем нет ошибок. Если допущена одна ошибка, ставится 1 балл, если две и больше, баллы за это задание не ставятся.

Пример задания вы можете решить здесь.

  

Задание №18

Установление соответствий. Право

 

Восемнадцатое задание ЕГЭ по обществознанию продолжает тему «Право»; в нем необходимо проводить соответствия между позициями из двух столбцов и заносить результаты в табличку. Как и во всех подобных заданиях, нужно соотносить обобщающие понятия с частными – например, конкретные примеры с тем, что они иллюстрируют, или функции с теми, кто их осуществляет.

18 задание ЕГЭ по обществознанию – базового уровня сложности, однако максимально возможный балл за него – 2. Он ставится в случае абсолютно правильного выполнения. В случае одной ошибки ставится 1 балл, двух и более ошибок – 0 баллов.

Несмотря на базовый уровень сложности, зачастую выполнить 18 задание без хороших фундаментальных знаний теоретического материала очень сложно. Также здесь очень важно внимательно проверить ответ, чтобы не перепутать местами цифры из второго столбца – ведь полученные за это задание баллы впоследствии могут иметь решающее значение. Также важно помнить, что в ответе должны присутствовать все позиции из второго столбца – если их, допустим, дано 3, а вы использовали лишь 2, нужно перепроверить ответ и найти место для третьей позиции.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №19

Выбор положений. Право

 

Девятнадцатое задание ЕГЭ по обществознанию завершает тему «Право». В его условии описывается некоторая ситуация; задача экзаменующегося – выбрать из приведенного списка те положения, которые являются верными исходя из вопроса и описанной ситуации.

Приведенных вариантов ответа обычно бывает 5 или 6, а верны из них 2-3. Сложность задания заключается в том, что для его верного выполнения необходимо правильно проанализировать ситуацию – например, установить, к какой отрасли права относится описанный в ней проступок – а также в том, что в ней освещаются достаточно узкие темы – например, особенности правового статуса несовершеннолетних. Поэтому сделать задание без хорошего знания теории будет достаточно сложно.

19 задание ЕГЭ по обществознанию относится к повышенному уровню сложности, в случае отсутствия ошибок за него можно получить 2 балла. Если допущена одна ошибка, ставится 1 балл, если ошибок две и более – 0 баллов.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №20

Выбор пропущенных понятий.

 

Двадцатое задание ЕГЭ по обществознанию – последнее из тестовой части экзамена. В нем приводится текст с пропущенными понятиями; задача экзаменующегося – найти в списке верное понятие для каждого пропуска.

Основная сложность заключается в том, что пропусков в тексте обычно 6, а вариантов для выбора приводится 9 – поэтому действовать методом исключения здесь не получится. К тому же варианты часто довольно близки между собой. Задание может относиться абсолютно к любой теме из курса обществознания, поэтому хорошо выполнить его можно лишь в том случае, если есть уверенные знания теории. Однако в качестве подсказок могут выступить относящиеся к пропущенным слова в предложении – нередко с учетом их рода, числа можно хотя бы примерно определить, какое слово должно быть на месте пропуска: существительное или прилагательное, женского рода или мужского.

Уровень сложности 20 задания ЕГЭ по обществознанию оценивается как повышенный, максимально возможный балл – 2; он ставится при полном отсутствии ошибок. Если есть одна ошибка, ставится 1 балл, если допущено две ошибки и больше – 0 баллов.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №21

Анализ источника.

 

Задание 21 открывает серию заданий, связанных с приведенным текстом. Нужно провести анализ источника и ответить на вопрос, который подразумевает нахождение в тексте мнения автора – например, выделить данные им критерии или определения. За это можно получить два первичных балла. Главное – внимательно прочитать текст и задание, чтобы не выбрать то, чего не требуется. Как таковой теории нет, поэтому переходим сразу к разборам типовых вариантов!

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №22

Поиск информации в тексте.

 

Двадцать второе задание ЕГЭ по обществознанию также предполагает работу с текстом и поиск в нем информации, однако теперь ответ заключается не в простом цитировании авторских слов – нужно самостоятельно выделить и охарактеризовать то, что требуется в задании, а иногда еще и привести какие-то дополнительные аргументы, основываясь на собственных знаниях. За это также можно получить два первичных балла.

Пример задания вы можете решить здесь.

  

Задание №23

Характеристика понятий.

 

Двадцать третье задание также связано с приведенным текстом, но оно несколько сложнее, чем 21 и 22 – поэтому за него можно получить не 2, а 3 первичных балла. В нем нужно давать характеристику различных понятий и приводить примеры к ним, основываясь не столько на данных текста, сколько на собственных знаниях из курса обществознания. Иногда требуется и находить формулировки, приведенные авторами.

Нужно помнить, что 3 балла можно получить только за полностью правильно выполненное задание – например, если требуется привести 3 признака федерации в устройстве России, приводятся все 3 и правильно.

Если же допущена одна ошибка, выпускник получает 2 первичных балла. Если допущено две ошибки, выпускник получит 1 первичный балл, и если все написано неверно – не получит вообще.

Получается, что даже если написать хоть что-то правильно, можно получить несколько баллов – а при поступлении в университет решающим может оказаться даже один балл. На экзамене может попасться текст по любому из блоков – политика, право, экономика, человек и общество, социальные отношения. Для успешного выполнения этого задания нужно «набить руку» — решать много тестовых вариантов. Давайте рассмотрим примеры некоторых текстов и заданий к ним.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №24

Аргументация позиции

 

В 24 задании ЕГЭ по обществознанию нужно все писать самому, основываясь на собственных знаниях курса – или приводить аргументы к предложенной позиции, или давать какие-либо предположения и приводить примеры. Максимально можно получить три первичных балла (например, нужно указать два положения и привести два примера, и все это сделано верно), при наличии недочетов – два (например, указано два положения и один пример или два примера и одно положение), если написано немного, но правильно – один (например, указано одно положение и один пример, или же только положения/примеры), и если совсем ничего неправильно, первичные баллы вообще не начисляются. Чтобы не потерять баллы, нужно уделить внимание этому заданию, решать много тестовых вариантов, и, конечно, хорошо знать теорию по обществознанию.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №25

Характеристика понятия.

 

В двадцать пятом задании ЕГЭ по обществознанию, за верное выполнение которого можно получить 3 первичных балла, нужно давать характеристику какого-либо понятия и составлять 2 предложения, раскрывающих его суть. Это задание уже не связано с текстом. На экзамене может попасться абсолютно любое понятие – от «морали» до «политического лидера», однако все эти понятия обычно хорошо знакомы тем, кто сдает обществознание.

Составить два предложения тоже не так трудно, как кажется. Например, в первом можно очень кратко сказать о том, как классифицируется это понятие (например, социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной), а во втором – раскрыть смысл одной из классификаций, или рассказать о выполняемых функциях, или описать признаки. Если так сделать не получается, можно рассказать о причинах явления (например, политического абсентеизма) и о его последствиях, или же просто более подробно раскрыть сущность явления.

Иногда в самом задании указано, какие аспекты нужно раскрыть. Максимальный балл дается, если верно раскрыт смысл понятия и написаны два правильных предложения, отражающих разные аспекты понятия. Два первичных балла дают в том случае, если написаны два предложения, отражающие один аспект понятия, и верно раскрыт смысл понятия, или же написаны два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия, а смысл понятия раскрыт, но в ответе присутствуют неточности.

Один первичный балл можно получить, даже если не написать предложения вообще, а только правильно раскрыть смысл понятия. Не нужно дословно заучивать определения всех понятий обществознания – сделать это все равно практически невозможно; лучше всего объяснять смысл понятия своими словами, демонстрируя, что вы понимаете, о чем идет речь.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №26

Раскрытие положений.

 

Двадцать шестое задание ЕГЭ по обществознанию предполагает раскрытие теоретических положений на примерах. Например, нужно назвать три органа государственной власти нашей страны и привести по одному примеру их полномочий, или же указать три функции государства и проиллюстрировать их примерами.

Максимально возможный первичный балл за это задание – 3. Его присуждают, если верно указаны, допустим, три органа власти и приведены три полномочия. 2 балла дают, если названы 3 органа и указаны 2 полномочия, или же если названы 2 органа, но 3 и более полномочий.

Один балл можно получить, если названы 1-3 органа и указано только одно полномочие, или если назван один орган, но указано 2-3 и более полномочий, или же названы только 2 органа.

Если же не назван ни один орган, но полномочия написаны, не поставят ни одного первичного балла. В общем-то задание не сложное, и получить если не 3, то уж 1-2 первичных балла на нем точно можно. Давайте рассмотрим некоторые возможные варианты 26 задания.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №27

Анализ проблемной ситуации.

 

Двадцать седьмой номер ЕГЭ по обществознанию – задание-задача, которое заключается в том, что выпускник должен проанализировать предложенную в тексте проблемную ситуацию или высказывание и ответить на заданные к ним вопросы, четко аргументировав свое мнение; может даже потребоваться предлагать какие-то пути решения проблем.

Данное задание предполагает практическое применение полученных знаний курса обществознания. За это можно максимально получить 3 первичных балла. Например, в задании приводится какая-либо проблема – нужно раскрыть ее аспект и привести два доказательства какой-либо точки зрения – если все это сделано верно, выпускник получает 3 первичных балла.

Если раскрыт аспект проблемы и приведен один аргумент, или же аспект не раскрыт, но приведено два аргумента – дается 2 балла. Если же аспект раскрыт, а аргументы не приведены, или приведен только один аргумент и ничего более – дается 1 балл.

Пример задания вы можете решить здесь.

  

Задание №28

Составление плана.

 

Двадцать восьмое задание ЕГЭ по обществознанию заключается в составлении плана доклада по определенной теме – может попасться любая тема из курса обществознания, например, «Политическое лидерство» или «Семья как социальный институт». Желательно, чтобы план был развернутым, то есть его пункты должны включать в себя подпункты.

Максимальный первичный балл – 3- дается в том случае, если в плане есть 3 или более пунктов, любые два из которых содержат подпункты, а их формулировки помогают верно и полно раскрыть содержание темы. 2 первичных балла можно получить, если 3 и более пунктов, два из которых содержат подпункты, в целом раскрывают содержание темы, но содержат некоторые неточности.

В случае, если план не развернут, но содержит не менее 3 пунктов, полностью раскрывающих содержание темы, или же он содержит два пункта, один из которых детализирован в подпунктах, и полностью раскрывает тему, дается 1 первичный балл. Столько же баллов дается, если в плане есть 2 и более пунктов, любые 1-2 из которых имеют подпункты, но в формулировках есть неточности.

Пример задания вы можете решить здесь.

 

Задание №29

Эссе.

 

 

За правильно выполненное 29-е задание можно получить 6 баллов, что составляет 9% от максимального первичного балла (в 2021 году это 65). Вторую часть экзаменационной работы по обществознанию оценивают эксперты, поэтому очень важно писать разборчиво.

ФИПИ установил такие критерии для проверки эссе:

Критерий Максимальный балл
К-1 Раскрытие смысла высказывания 1
К-2 Теоретическое содержание (объяснение ключевых понятий) 2
К-3 Теоретическое содержание (логичность рассуждений и выводов) 1
К-4 Качество и актуальность приводимых фактов (примеров) 2

 

Обратите внимание, что за задание №29 в целом будут выставлены нули, если не раскрыт смысл высказывания, а по критерию К-3 автоматически поставят «0», если отсутствует объяснение ключевых понятий и в ноль баллов оценивается второй критерий К-2.

Структура эссе

  1. Цитата.
  2. Смысл высказывания.
  3. Собственная точка зрения.
  4. Аргументация на теоретическом уровне.
  5. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  6. Вывод.

 

  1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

  • владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

 

Пример задания вы можете решить здесь.