Опубликовано: 18.03.2020

1.Основная идея предлагаемого проекта

     Изменения, происходящие в современной жизни общества, требуют обновления содержания образования, наполнения его новыми методами, формами, педагогическими технологиями, которые направлены на индивидуальное развитие личности, проявление творческой инициативы, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Образовательные экспедиции – официально признанный метод повышения квалификации педагогов и образования школьников в Республике Саха (Якутия). Образовательная экспедиция для школьников как метод обучения представляет непосредственный контакт с внешней образовательной средой, её конкретным образовательным объектом.

Экспедиция — это посещение определенного места с определенной целью и предварительным подготовительным этапом и представляет процесс знакомства и исследования того или иного образовательного объекта. Конечный продукт — материальный итог путешествия, разработанный самим участником.

Образовательные экспедиции учащихся должны потеснить традиционные формы внеурочной деятельности, в которых основным местом проведения была школа. Таким образом, познавательная ценность образовательных экспедиций органично слита с их воспитательной направленностью. Расширение кругозора учащихся, углубление знаний об истории и культуре, посещение исторических и литературных мест одновременно воспитывают уважение к культурным ценностям своего народа, любовь к родному краю.

Образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера. Таким образом, образовательная экспедиция — это непосредственный контакт с внешней образовательной средой, её конкретным образовательным объектом (музеем, архивом, художественной школой и т.д.)

Организация образовательных экспедиций предполагает следующие этапы:

I этап – подготовительный (мотивация), он включает в себя изучение предложенной темы (эпохи, знакомство с биографией хореографов, художников, вокалистов, их творческим наследием). Реализация этого этапа предполагает подготовку и проведение учащимися совместно с педагогом «заочной экскурсии». Уже на этом этапе ребята делают свои маленькие «открытия» и делятся ими со своими сверстниками. Рождается активное внутреннее стремление к познанию нового, которое воплощается в желании учащегося увидеть своими глазами культурные, исторические места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей нашей родины. Участники предстоящей экспедиции составляют её проект, определяют индивидуальные (или групповые) исследовательские задания.

II этап – экспедиционный, это само путешествие во времени и пространстве, оно включает сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений, переживаний. Этот этап осуществляется «здесь и сейчас».

III этап – исследовательский, на этом этапе происходит обобщение, систематизация и оформление материалов, собранных в образовательной экспедиции, выполнение заданий экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, подготовка к её публичной защите. Кроме того, после возвращения из образовательной экспедиции может быть организована работа спецсеминара, занятия которого обобщают, расширяют и углубляют какой-либо аспект экспедиции.

IV этап – рефлексивный, где каждый участник ОЭ оценивает личную значимость данной экспедиции и выполненной проектной работы.

 

SWOT-анализ о возможности реализации проекта

Сильные стороны Слабые стороны

·     Возможность использования дополнительных ресурсов.

·     Наличие устойчивых местных культурно-исторических традиций.

·     Наличие устойчивых местных культурно-исторических традиций других улусов и городов республики.

·

·     Слабое использование всех возможных ресурсов родного улуса, улусов и городов республики.

·     Недостаточное использование регионального компонента в образовательный процесс.

·     Недостаточные краеведческие знания у обучающихся.

·     Недостаточное привлечение учащихся в решение местных проблем, проблем окружающей среды;

Возможности Риски. Угрозы

·     Расширение связей с общественностью, с социальными партнерами школы.

·     Расширение производственной деятельности школы.

·     Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы.

·     Участие родителей, специалистов, представителей общественности в образовательных событиях.

·   Традиционная классно-урочная система обучения.

·   Дефицит времени педагогов на подготовку образовательных экспедиций.

·   Отсутствие или недостаточное финансирование образовательных экспедиций.

 

 

     Проблемы:

  1. Ограниченность образовательной среды для школьников.
  2. Преобладание традиционных форм образовательной деятельности.
  3. Недостаточные краеведческие знания у обучающихся.

   Цель: Создание условий для успешной социализации школьников, формирование целостной картины мира путем расширения образовательной среды.

     Задачи:

  1. Построение открытых образовательных сред как пространства развития и социализации ребенка.
  2. Формирование интереса у обучающихся к учебным предметам через использование всех возможных ресурсов родного улуса, улусов и городов республики.
  3. Усиление патриотического, духовно-нравственного компонента образовательного процесса через новые подходы в образовании.
  4. Развитие учебно-познавательной активности, информационно-коммуникативной компетентности, творческих способностей обучающихся.

 

2.Механизм реализации проекта

     В рамках школьного проекта «Образовательные экспедиции» составляются образовательные маршруты отдельно для каждого класса и уровня образования. Данные маршруты, планы-задания выполняются во время посещения определенных залов музеев, спектаклей театров, в лабораториях высших профессиональных учебных заведений РС(Я) и РФ.

     После образовательных экспедиций группам оформляется конечный продукт, разработанный самим участником. Итогом образовательных экспедиций могут быть альбомы, видеосюжеты, фильмы, фотовыставки, тематика учебно-исследовательских работ, творческие работы (рисунки, проекты, сочинения, рассказы, эссе и т.д.).

  • образовательная экспедиция «Мой родной край» для 1-4 классов:

— сбор краеведческого материала о прошлом края, традициях, укладе жизни обычаях быте предков,

— ознакомление о животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю;

— организация экскурсии по достопримечательным местам села, наслега;

— организация экскурсии по природным ландшафтам близлежащей территории с. Соттинцы;

  • образовательная экспедиция «Мой родной улус» для 5-6 классов:

— экскурсии по достопримечательным и памятным местам, местам боевой и трудовой славы родного улуса;

— экспедиции по специальным маршрутам, составленными самими участниками (обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, партнерами);

— встречи с интересными людьми улуса;

  • образовательная экспедиция «Моя республика» для 7-9 классов:

— экскурсии по достопримечательным и памятным местам, местам боевой и трудовой славы родной республики;

— экспедиции по специальным маршрутам, составленными самими участниками (обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, партнерами);

— организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, социального положения как средство воспитания учащихся на личных примерах;

  • образовательная экспедиция “Россия – моя история» для 10-11 классов:

— образовательные туры по городам Москва, Санкт-Петербург и по запросу самих групп и другие маршруты;

     Реализация проекта

  1. Составление и детализация маршрута;
  2. Проведение переговоров с организациями и социальными партнерами;
  3. Согласование и планирование с родителями;
  4. Постановка задач перед учащимися;
  5. Проведение инструктажей по технике безопасности;
  6. Обучение по рабочим программам каждой экспедиции.
  7. Оформление приказа директора ОО о разрешении на выезд.
  8. Маршрутный лист, путевки с заданиями.
  9. Изучение исторических, природных объектов, жизни и быта местного населения во время экспедиции, заполнение листов.
  10. Сбор материалов.
  11. Предоставление продуктов деятельности для отчета, оформление итогов раб в форме презентации, фото и видеоматериалов, ролик
  12. Рефлексия.

 

3.Содержание образовательных экспедиций

     При проектировании образовательной экспедиции важно, чтобы каждый участник увидел свое место и роль в экспедиции и осуществил свой выбор самостоятельно, соотнеся его со своими интересами. Такой подход обеспечивает реальную вовлеченность и живой интерес во время экспедиции к происходящему. Педагог же в образовательной экспедиции выступает в роли тьютора – сопровождающего. Образовательная экспедиция включает в себя все этапы: от подготовительного до заключительного. Составляются рабочие программы экспедиций на 6, 9, 12 часов, которые проходят один раз в две недели, в месяц. Они включены в расписание классных коллективов и являются обязательными для посещения.

      Маршруты и тематика образовательных экспедиций:

2-4 классы: предприятия и учреждения села, достопримечательности села, природное окружение.

  • Село Огородтах — Родина С.С.Васильева – Борогонского, поэта, публициста, очеркиста, общественного деятеля, лауреата государственной премии имени П.А. Ойунского;
  • Школа на местности Кыһыл – Кырдал (база МБОУ «Хоногорская ООШ им.С.С.Вас-Борог») – первая школа при Покровской церкви (1892 г.), призывной пункт для отправки на фронт с 1942 г. с Усть-Алданского района;
  • Памятник «Сулус» на автодорожной трассе Соттинцы-Борогонцы (3 км), «по которой шли на войну и по ней возвращались с победой»;
  • Улицы с.Огородтах, названные в честь ветеранов войны и знаменитых людей, внесших свой вклад в социально-экономическое развитие наслега;
  • Сквер матерей-героинь МО «Суоттунский наслег». В наслеге живут и работают всего 16 матерей-героинь, что составляет самое многочисленное в улусе и республике;
  • «Хомус» — памятник, посвященный олонхосутам. Известно о более двадцати олонхосутах, берущих свои корни из Суоттунского наслега;
  • «Деревня мастеров» — посещение выставок и усадьбы народных мастеров, мастеров-умельцев.

5-6 классы:

  • Ымыйахтахская археологическая культура на м.Ымыйахтах в отдаленности …км.;
  • Территория ЛГИАМЗ «Дружба» имени Суорун Омоллона — место первого расположения Ленского острога;
  • Местность «Күрүөлээх” (поблизости Ала Соболоох), где находится етех Сэьэнэ Аржакова – философа-предсказателя, один из тех лидеров якутского самоуправления, кто в 18 веке отстаивал интересы северного края на высшем уровне перед царской властью Российского государства;
  • Музей истории Усть-Алданского улуса;
  • Тандинский историко-архитектурный музей им. И.П.Готовцева;
  • музей им. В Протодъяконова – Кулантая;
  • республиканский технопарк в с. Дюпся;
  • аллея Героев Усть-Алданского улуса в с. Борогонцы;
  • места трудовой и боевой славы наслегов улуса.

 7-8 классы:

  • музеи и достопримечательные места г. Якутска;
  • Достопримечательные места Амгинского улуса («Якутская ссылка В.Г.Короленко», Сасыл-Сыьыы, Аба5а пионердара и т.д.);
  • Достопримечательные места Таттинского улуса (Черкехский музей истории и т.д.);
  • Достопримечательные места Чурапчинского улуса;
  • Достопримечательные места Мегино-Кангаласского улуса;
  • Достопримечательные места Намского улуса.

 9-10 классы:

  • Профориентационные туры в промышленных улусах, городах Нерюнгри, Алдан, Мирный;
  • Образовательные туры в Вилюйской группе районов.

11 классы:

  • Образовательные туры в г. Москва, Санкт-Петербург (достопримечательные места, музеи, вузы и т.д.).

 

4.Ожидаемые результаты

  1. Расширение образовательной среды для школьников.
  2. Приобретение социальных компетенций, работая с различными социальными группами (возрастными, социальными).
  3. Развитие исследовательских умений, коммуникативных навыков
  4. Расширение кругозора учащихся, углубление знаний об истории и культуре народа.
  5. Воспитание уважения к культурным ценностям своего народа, любовь к родному краю.

 

Предполагаемые результаты Критерии оценки
1

Расширение образовательной среды для школьников.

 

· Возможность ученику и учителю пользоваться ресурсами внутри и вне школы.

· Использование интернет-ресурсов.

· Приобретение недостающих знаний по краеведении из разных источников.

· Наличие преемственности данного проекта между НОО, ООО, СОО.

2

Приобретение социальных компетенций, работая с различными социальными группами (возрастными, социальными).

 

· Увеличение количества образовательных экспедиций.

· Взаимодействие с краеведами.

· Взаимодействие с мастерами национального промысла.

· Взаимодействие с людьми различной профессии.

3

Развитие исследовательских умений, коммуникативных навыков.

 

·   Удовлетворенность всех субъектов образования реализацией проекта.

·   Улучшение успеваемости обучающихся.

·   Предъявление обучающимися продуктов своей образовательной деятельности.

·     Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

·     Отвечать на вопросы сверстников и взрослых.

·     Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4

Расширение кругозора учащихся, углубление знаний об истории и культуре народа.

 

· Развитие у обучающихся способностей, невостребованные основным образованием.

· Увеличение количества проведенных интеллектуальных игр.

· Повышение показателей мониторинга метапредметных результатов.

· Результативное участие в различных краеведческих конкурсах.

5 Воспитание уважения к культурным ценностям своего народа, любовь к родному краю.

· Сохранение и развитие культурных ценностей.

· Сохранение традиций и обычая своего народа.

· Экологическая культура.

· Чувство гордости за свой народ.

 

      Ресурсное обеспечение:

  • Нормативно-правовая база:

— Положения об организации образовательных событий «Кыстыкка киирии- ебугэ угэьэ», «Новогодние праздники», «Эгэрдэ, сандал саас!», «Дорообо, самаан сайын!».

— Рабочие программы учебных предметов, курсов.

— Рабочие программы ВУД.

— Приказы о проведении мероприятий.

  • Кадровые ресурсы:

— Администрация, социально-психологическая служба.

— Учителя-предметники.

— Педагоги дополнительного образования.

— Мастера производственного обучения.

— Воспитатели интерната.

— Обслуживающий персонал (повара, водитель).

— Социальные партнеры.

— Специалисты учебных заведений, НИИ, учреждений культуры и спорта.

— Народные мастера.

— Общественные организации села.

  • Материально-техническая база:

— МТБ школы.

— МТБ предприятий и учреждений села.

— МТБ учебных заведений.

— МТБ научных учреждений.

— МТБ производственных предприятий.

— Мастерские частных предприятий.

  • Финансовое обеспечение:

— Федеральный бюджет.

— Республиканский бюджет.

— Муниципальный бюджет.

— Бюджет МО «Суоттунский наслег».

— Спонсорство учреждений и предприятий села.

— Внебюджет школы.

— Фонд развития школы (Добровольное пожертвование родителей, спонсорство, гранты).

 

«Образовательная экспедиция: Россия-моя история»

     Выпускникам школы организована ОЭ «Россия-моя история» по маршруту Якутск – Москва — Санкт-Петербург – Москва — Якутск с 25 ноября по 01 декабря 2018 г., в количестве 7 календарных дней. На этой поездке специально для них учителя разработали план-задания по предметам в форме рабочих листов и технологических карт уроков «Урок в Москве и Петербурге».