Проект «Образовательные экспедиции»
Опубликовано: 18.03.2020
1.Основная идея предлагаемого проекта
Изменения, происходящие в современной жизни общества, требуют обновления содержания образования, наполнения его новыми методами, формами, педагогическими технологиями, которые направлены на индивидуальное развитие личности, проявление творческой инициативы, умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
Образовательные экспедиции – официально признанный метод повышения квалификации педагогов и образования школьников в Республике Саха (Якутия). Образовательная экспедиция для школьников как метод обучения представляет непосредственный контакт с внешней образовательной средой, её конкретным образовательным объектом.
Экспедиция — это посещение определенного места с определенной целью и предварительным подготовительным этапом и представляет процесс знакомства и исследования того или иного образовательного объекта. Конечный продукт — материальный итог путешествия, разработанный самим участником.
Образовательные экспедиции учащихся должны потеснить традиционные формы внеурочной деятельности, в которых основным местом проведения была школа. Таким образом, познавательная ценность образовательных экспедиций органично слита с их воспитательной направленностью. Расширение кругозора учащихся, углубление знаний об истории и культуре, посещение исторических и литературных мест одновременно воспитывают уважение к культурным ценностям своего народа, любовь к родному краю.
Образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера. Таким образом, образовательная экспедиция — это непосредственный контакт с внешней образовательной средой, её конкретным образовательным объектом (музеем, архивом, художественной школой и т.д.)
Организация образовательных экспедиций предполагает следующие этапы:
I этап – подготовительный (мотивация), он включает в себя изучение предложенной темы (эпохи, знакомство с биографией хореографов, художников, вокалистов, их творческим наследием). Реализация этого этапа предполагает подготовку и проведение учащимися совместно с педагогом «заочной экскурсии». Уже на этом этапе ребята делают свои маленькие «открытия» и делятся ими со своими сверстниками. Рождается активное внутреннее стремление к познанию нового, которое воплощается в желании учащегося увидеть своими глазами культурные, исторические места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей нашей родины. Участники предстоящей экспедиции составляют её проект, определяют индивидуальные (или групповые) исследовательские задания.
II этап – экспедиционный, это само путешествие во времени и пространстве, оно включает сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений, переживаний. Этот этап осуществляется «здесь и сейчас».
III этап – исследовательский, на этом этапе происходит обобщение, систематизация и оформление материалов, собранных в образовательной экспедиции, выполнение заданий экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, подготовка к её публичной защите. Кроме того, после возвращения из образовательной экспедиции может быть организована работа спецсеминара, занятия которого обобщают, расширяют и углубляют какой-либо аспект экспедиции.
IV этап – рефлексивный, где каждый участник ОЭ оценивает личную значимость данной экспедиции и выполненной проектной работы.
SWOT-анализ о возможности реализации проекта
Сильные стороны | Слабые стороны |
· Возможность использования дополнительных ресурсов. · Наличие устойчивых местных культурно-исторических традиций. · Наличие устойчивых местных культурно-исторических традиций других улусов и городов республики. · |
· Слабое использование всех возможных ресурсов родного улуса, улусов и городов республики. · Недостаточное использование регионального компонента в образовательный процесс. · Недостаточные краеведческие знания у обучающихся. · Недостаточное привлечение учащихся в решение местных проблем, проблем окружающей среды; |
Возможности | Риски. Угрозы |
· Расширение связей с общественностью, с социальными партнерами школы. · Расширение производственной деятельности школы. · Введение разнообразных инновационных педагогических технологий, форм и методов работы. · Участие родителей, специалистов, представителей общественности в образовательных событиях. |
· Традиционная классно-урочная система обучения. · Дефицит времени педагогов на подготовку образовательных экспедиций. · Отсутствие или недостаточное финансирование образовательных экспедиций.
|
Проблемы:
- Ограниченность образовательной среды для школьников.
- Преобладание традиционных форм образовательной деятельности.
- Недостаточные краеведческие знания у обучающихся.
Цель: Создание условий для успешной социализации школьников, формирование целостной картины мира путем расширения образовательной среды.
Задачи:
- Построение открытых образовательных сред как пространства развития и социализации ребенка.
- Формирование интереса у обучающихся к учебным предметам через использование всех возможных ресурсов родного улуса, улусов и городов республики.
- Усиление патриотического, духовно-нравственного компонента образовательного процесса через новые подходы в образовании.
- Развитие учебно-познавательной активности, информационно-коммуникативной компетентности, творческих способностей обучающихся.
2.Механизм реализации проекта
В рамках школьного проекта «Образовательные экспедиции» составляются образовательные маршруты отдельно для каждого класса и уровня образования. Данные маршруты, планы-задания выполняются во время посещения определенных залов музеев, спектаклей театров, в лабораториях высших профессиональных учебных заведений РС(Я) и РФ.
После образовательных экспедиций группам оформляется конечный продукт, разработанный самим участником. Итогом образовательных экспедиций могут быть альбомы, видеосюжеты, фильмы, фотовыставки, тематика учебно-исследовательских работ, творческие работы (рисунки, проекты, сочинения, рассказы, эссе и т.д.).
- образовательная экспедиция «Мой родной край» для 1-4 классов:
— сбор краеведческого материала о прошлом края, традициях, укладе жизни обычаях быте предков,
— ознакомление о животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю;
— организация экскурсии по достопримечательным местам села, наслега;
— организация экскурсии по природным ландшафтам близлежащей территории с. Соттинцы;
- образовательная экспедиция «Мой родной улус» для 5-6 классов:
— экскурсии по достопримечательным и памятным местам, местам боевой и трудовой славы родного улуса;
— экспедиции по специальным маршрутам, составленными самими участниками (обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, партнерами);
— встречи с интересными людьми улуса;
- образовательная экспедиция «Моя республика» для 7-9 классов:
— экскурсии по достопримечательным и памятным местам, местам боевой и трудовой славы родной республики;
— экспедиции по специальным маршрутам, составленными самими участниками (обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами, партнерами);
— организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, социального положения как средство воспитания учащихся на личных примерах;
- образовательная экспедиция “Россия – моя история» для 10-11 классов:
— образовательные туры по городам Москва, Санкт-Петербург и по запросу самих групп и другие маршруты;
Реализация проекта
- Составление и детализация маршрута;
- Проведение переговоров с организациями и социальными партнерами;
- Согласование и планирование с родителями;
- Постановка задач перед учащимися;
- Проведение инструктажей по технике безопасности;
- Обучение по рабочим программам каждой экспедиции.
- Оформление приказа директора ОО о разрешении на выезд.
- Маршрутный лист, путевки с заданиями.
- Изучение исторических, природных объектов, жизни и быта местного населения во время экспедиции, заполнение листов.
- Сбор материалов.
- Предоставление продуктов деятельности для отчета, оформление итогов раб в форме презентации, фото и видеоматериалов, ролик
- Рефлексия.
3.Содержание образовательных экспедиций
При проектировании образовательной экспедиции важно, чтобы каждый участник увидел свое место и роль в экспедиции и осуществил свой выбор самостоятельно, соотнеся его со своими интересами. Такой подход обеспечивает реальную вовлеченность и живой интерес во время экспедиции к происходящему. Педагог же в образовательной экспедиции выступает в роли тьютора – сопровождающего. Образовательная экспедиция включает в себя все этапы: от подготовительного до заключительного. Составляются рабочие программы экспедиций на 6, 9, 12 часов, которые проходят один раз в две недели, в месяц. Они включены в расписание классных коллективов и являются обязательными для посещения.
Маршруты и тематика образовательных экспедиций:
2-4 классы: предприятия и учреждения села, достопримечательности села, природное окружение.
- Село Огородтах — Родина С.С.Васильева – Борогонского, поэта, публициста, очеркиста, общественного деятеля, лауреата государственной премии имени П.А. Ойунского;
- Школа на местности Кыһыл – Кырдал (база МБОУ «Хоногорская ООШ им.С.С.Вас-Борог») – первая школа при Покровской церкви (1892 г.), призывной пункт для отправки на фронт с 1942 г. с Усть-Алданского района;
- Памятник «Сулус» на автодорожной трассе Соттинцы-Борогонцы (3 км), «по которой шли на войну и по ней возвращались с победой»;
- Улицы с.Огородтах, названные в честь ветеранов войны и знаменитых людей, внесших свой вклад в социально-экономическое развитие наслега;
- Сквер матерей-героинь МО «Суоттунский наслег». В наслеге живут и работают всего 16 матерей-героинь, что составляет самое многочисленное в улусе и республике;
- «Хомус» — памятник, посвященный олонхосутам. Известно о более двадцати олонхосутах, берущих свои корни из Суоттунского наслега;
- «Деревня мастеров» — посещение выставок и усадьбы народных мастеров, мастеров-умельцев.
5-6 классы:
- Ымыйахтахская археологическая культура на м.Ымыйахтах в отдаленности …км.;
- Территория ЛГИАМЗ «Дружба» имени Суорун Омоллона — место первого расположения Ленского острога;
- Местность «Күрүөлээх” (поблизости Ала Соболоох), где находится етех Сэьэнэ Аржакова – философа-предсказателя, один из тех лидеров якутского самоуправления, кто в 18 веке отстаивал интересы северного края на высшем уровне перед царской властью Российского государства;
- Музей истории Усть-Алданского улуса;
- Тандинский историко-архитектурный музей им. И.П.Готовцева;
- музей им. В Протодъяконова – Кулантая;
- республиканский технопарк в с. Дюпся;
- аллея Героев Усть-Алданского улуса в с. Борогонцы;
- места трудовой и боевой славы наслегов улуса.
7-8 классы:
- музеи и достопримечательные места г. Якутска;
- Достопримечательные места Амгинского улуса («Якутская ссылка В.Г.Короленко», Сасыл-Сыьыы, Аба5а пионердара и т.д.);
- Достопримечательные места Таттинского улуса (Черкехский музей истории и т.д.);
- Достопримечательные места Чурапчинского улуса;
- Достопримечательные места Мегино-Кангаласского улуса;
- Достопримечательные места Намского улуса.
9-10 классы:
- Профориентационные туры в промышленных улусах, городах Нерюнгри, Алдан, Мирный;
- Образовательные туры в Вилюйской группе районов.
11 классы:
- Образовательные туры в г. Москва, Санкт-Петербург (достопримечательные места, музеи, вузы и т.д.).
4.Ожидаемые результаты
- Расширение образовательной среды для школьников.
- Приобретение социальных компетенций, работая с различными социальными группами (возрастными, социальными).
- Развитие исследовательских умений, коммуникативных навыков
- Расширение кругозора учащихся, углубление знаний об истории и культуре народа.
- Воспитание уважения к культурным ценностям своего народа, любовь к родному краю.
№ | Предполагаемые результаты | Критерии оценки |
1 |
Расширение образовательной среды для школьников.
|
· Возможность ученику и учителю пользоваться ресурсами внутри и вне школы. · Использование интернет-ресурсов. · Приобретение недостающих знаний по краеведении из разных источников. · Наличие преемственности данного проекта между НОО, ООО, СОО. |
2 |
Приобретение социальных компетенций, работая с различными социальными группами (возрастными, социальными).
|
· Увеличение количества образовательных экспедиций. · Взаимодействие с краеведами. · Взаимодействие с мастерами национального промысла. · Взаимодействие с людьми различной профессии. |
3 |
Развитие исследовательских умений, коммуникативных навыков.
|
· Удовлетворенность всех субъектов образования реализацией проекта. · Улучшение успеваемости обучающихся. · Предъявление обучающимися продуктов своей образовательной деятельности. · Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. · Отвечать на вопросы сверстников и взрослых. · Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. |
4 |
Расширение кругозора учащихся, углубление знаний об истории и культуре народа.
|
· Развитие у обучающихся способностей, невостребованные основным образованием. · Увеличение количества проведенных интеллектуальных игр. · Повышение показателей мониторинга метапредметных результатов. · Результативное участие в различных краеведческих конкурсах. |
5 | Воспитание уважения к культурным ценностям своего народа, любовь к родному краю. |
· Сохранение и развитие культурных ценностей. · Сохранение традиций и обычая своего народа. · Экологическая культура. · Чувство гордости за свой народ. |
Ресурсное обеспечение:
- Нормативно-правовая база:
— Положения об организации образовательных событий «Кыстыкка киирии- ебугэ угэьэ», «Новогодние праздники», «Эгэрдэ, сандал саас!», «Дорообо, самаан сайын!».
— Рабочие программы учебных предметов, курсов.
— Рабочие программы ВУД.
— Приказы о проведении мероприятий.
- Кадровые ресурсы:
— Администрация, социально-психологическая служба.
— Учителя-предметники.
— Педагоги дополнительного образования.
— Мастера производственного обучения.
— Воспитатели интерната.
— Обслуживающий персонал (повара, водитель).
— Социальные партнеры.
— Специалисты учебных заведений, НИИ, учреждений культуры и спорта.
— Народные мастера.
— Общественные организации села.
- Материально-техническая база:
— МТБ школы.
— МТБ предприятий и учреждений села.
— МТБ учебных заведений.
— МТБ научных учреждений.
— МТБ производственных предприятий.
— Мастерские частных предприятий.
- Финансовое обеспечение:
— Федеральный бюджет.
— Республиканский бюджет.
— Муниципальный бюджет.
— Бюджет МО «Суоттунский наслег».
— Спонсорство учреждений и предприятий села.
— Внебюджет школы.
— Фонд развития школы (Добровольное пожертвование родителей, спонсорство, гранты).
«Образовательная экспедиция: Россия-моя история»
Выпускникам школы организована ОЭ «Россия-моя история» по маршруту Якутск – Москва — Санкт-Петербург – Москва — Якутск с 25 ноября по 01 декабря 2018 г., в количестве 7 календарных дней. На этой поездке специально для них учителя разработали план-задания по предметам в форме рабочих листов и технологических карт уроков «Урок в Москве и Петербурге».
- Урок в Волгограде
- Урок в Санкт — Петебурге
- Рабочие листы. Москва и Ленинград — города-герои
- Рабочие листы. Корабли-музеи в Санкт-Петербурге
- Рабочий лист. Максимова Айта.
- Рабочий лист. Максимова Айта. №2
- Рабочий лист. Охлопкова Маша.
- Рабочий лист. Охлопкова Маша. №2
- Рабочий лист. Попова Дария. Мурукова Алина.
- Рабочий лист. Сокольников Нюргун.
- Рабочий лист. Татаринов Максим.