Опубликовано: 19.01.2020

10 декабря 1930 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета постановило образовать на территории расселения малых народностей Севера в составе Якутской АССР Анабарский национальный (эвенкийский) район (районный центр — Уджа). Постановление было подписано Председателем ВЦИК М. И. Калининым. Анабарский улус до сих пор сохраняет статус национального района. С 1 января 2003 года в Анабарском районе проводится муниципальная реформа. Анабарский улус в январе 2004 года первым из муниципальных образований Якутии получил свидетельство № 004393 о внесении в федеральный реестр муниципальных образований, подтверждающий национальный статус. Анабарский улус расположен на крайнем северо-западе Республики Саха.  Ныне улус занимает обширную территорию в 55,6 тыс. кв. км и граничит с Булунским, Оленекским улусами и Красноярским краем.

Герб Анабарского национального ( долгано эвенкийского) улуса

Автор герба: Спиридонов Юрий Васильевич (г.Якутск).

Компьютерный дизайн: Матвеев Артур Матвеевич (г. Якутск)

Герб утвержден постановлением Улусного Собрания депутатов МО «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус» от 23 ноября 2004 года № 7.

Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации – № 1697.

Геральдическое описание гласит:

«В лазоревом поле стоящий золотой северный олень, из спины которого вырастает по колено человек того же металла, правой рукой держащийся за рога оленя, а левой — за его спину. Во главе семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)».

Обоснование символики герба:

«Анабарский улус – самый северный арктический улус Республики Саха (Якутия), его территория охватывает по большей части тундровую зону, прилегающую к северному Ледовитому океану. Основным традиционным занятием местных жителей является оленеводство, с древних времен сохранились изделия из кости, оленья утварь, относящиеся к XVII-XVIIIвв., на которых изображен оленный человек. Олень и человек – единый, неразделимый символ тундры, ибо для северного человека без оленя нет жизни.

Алмазы в особой стилизации, аналогичной их изображению в Государственном гербе РС(Я), обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к РС(Я).

Герой Социалистического Труда Илья Константинович Спиридонов

Илья Константинович родился 10 августа 1913 года в кочевой оленеводческой семье, родители в суровых условиях кочевали по побережью моря Лаптевых.

Илья Спиридонов вступил в колхоз имени Ворошилова в 1941 году, как только он был образован. Только с тех пор исчислялся стаж его работы в качестве пастуха-оленевода. Хотя по расска­зам сородичей 8-летний пастух Илья был на хорошем счету у местного богача Владимира Туприна, который имел собственное стадо в 10 тысяч голов оленей. В 1946 году руководство колхоза имени Ворошилова назначило Илью Константиновича бригадиром оленеводческой бригады N 2.

В 1953 году колхозы им. Ворошилова и «Красная звезда» были укрупнены и на их базе был создан колхоз им. Ворошилова. Бригада, возглавляемая И.Спиридоновым, в 1954 году добилась сохранения взрослого поголовья оленей на 98,2, из каждых 100 важенок полу­чено 95,5 тугутов, а в 1955 году сохранение взрослого поголовья довели до 99,1 процента, деловой выход тугутов до 99,7 процентов. В 1956 году соответственно 96,4 и 94,1 %. В 1957 году сохранение взрослого поголовья составило 99,7%, с каждой 100 маток получе­но 95,9% тугутов.

За такие высокие показатели Илья Константинович был удостоен звания Героя Социалистического труда. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении    звания Героя Социалистического труда за выдающиеся производственные достижения и большие заслуги в развитии сельского хозяйства Якутской АССР передовикам производства в честь 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства вышел 1 октября 1957 года.