Опубликовано: 16.02.2020

Район образован 10 февраля 1930 г.  Граничит на востоке с Мегино-Кангаласским улусом, на юге — с Амгинским и Алданским улусами, на юго-западе — с Олёкминским улусом, на севере — с Горным улусом и городским округом Якутск.. Площадь района — 24,7 тыс. км².

Наименование «Хангаласский» отражается в документах с 1632 года, то есть со времен прихода в Якутию русских казаков. В 1860 году обширный Хангаласский улус разделился на два улуса — Западно-Кангаласский и Восточно-Кангаласский. В нынешних границах улус образован 10 февраля 1930 года, ему было дано название Западно-Кангаласский, в 1937 году был переименован в Орджоникидзевский, в честь отбывавшего здесь ссылку Серго Орджоникидзе. Исконное название было возвращено в 1992 году.

Хангалассы (кангалас) -объединение, состоявшее из нескольких кланов и патрономических групп. Не вдаваясь в пространственные и вряд ли убедительные истолкования этнонимов, наблюдаются интересные параллели в духовной и материальной культуре якутов и племен, так или иначе связанных с кангалассами…

Печенежский племенной союз возглавляли выходцы из аристократического рода Кангюй, по мнению большинства исследователей, известные как “канглы”. Канглы и кыпчаки образовали половецкий военный союз, и канглы принадлежали к половецкому племенному обьединению.

На сегодняшний день наиболее ранним свидетельством проникновения тюркоязычных племен на Хангаласскую землю является самая северная в мире древнетюркская надпись, найденная у с. Петровского.

Кангаласские роды являются основными носителями тех южных культурных элементов, включая тюркскую речь, которые прочно определили основной характер позднейшей якутской культуры.

В среднем течении великой Лены по ее левому берегу в долине Эркэни и Туймада располагались хангаласцы.

Эркэни в то время протянулась между Покровским и Табагинским мысами на 50 км. Туймада, в центре которой теперь стоит Якутск, занимала 70 км. между Табагинским мысом и Кангаласской горой.

Эти живописные долины с древнейших времен украшали прекрасные поля, луга и земляничные поляны, лиственные леса, сосновые боры и озера.

Предки современных хангаласцев происходили из рода Элляя.

В первой половине 17 века здесь жил легендарный Тыгын со своими сыновьями. Отца его звали Муннян. Он был главой-ДарханомХангаласского племени, обитавшего в долинах Эркэни и Туймада. Сам Муннян жил в устье речки Куллаты. Там и родился его младший сын Тыгын. Ему, самому темпераментному и бесстрашному из детей, и передал свой высокий сан отец, когда состарился. В начале 17 в. Тыгын, опираясь на силу своего племени и богатырей, приглашенных из других мест, подчинил себе другие племена и роды, стал единоличным владыкой над ними. Термин “Тойон ууhа” говорит не только о резкой социальной дифференциации внутри отдельного кланового образования, но и выступает веским доводом в пользу существования некой руководящей, господствующей .доминанты в сфере всего якутского общества. А те кангаласские князцы, людны и всею землею владеют и многие князцы их боятся”.

Из письма казацкого атамана И. Галкина царю. 1634 г. Реальный исторический Тыгын, отец Бозеко, Откурая , Чаллая и других якутских князцов 17 в., действительно по праву занимает свое место в дорусской истории Якутии, не только благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, но и по общей его роли в социально-политической истории якутской народности.

Мазары Базеков

Он был сыном казненного русскими казаками Бозеко, сына Тыгына. Жил в местности Кудук долины Эркэни. Мазары был бойким и деятельным человеком. Эти качества помогли ему стать князцом Кангаласской волости. Дважды ездил в Москву. В первый раз — в 1676 году, второй раз — в 1679 году. Был на приеме у царя Федора Алексеевича. Ставил вопрос о возможности участия князцов в решении споров внутри своих волостей, освободить князцов от уплаты ясака.

Мазары Базеков имел сыновей, известных по имени Кюннях, Хара Бытык, Борток, Тюсюнек, Акон и Кученек.

1682 г. — восстание Дженника, немюгинского князца

Заставой хангаласцев был Хоруол Тумус (ныне Покровск). Восставшие несколько раз приступали к Якутской крепости, близ оз. Сайсары, на Еюковом лугу. Воевода И.В.Приклонский в ночь на 27 сентября напал на заставу. Сражение длилось три дня и три ночи. 1 октября казаки разбили восставших. Был Покров день. Победители отслужили благодарственный молебен и водрузили большой крест.

С этого дня Хоруол Тумус стал наэываться “Покровским крестом”, а местечко-Покровском.

Софрон Сыранов

Правнук Мазары Базекова. Родился в Малтанском наслеге.

Став князцом Кангаласского улуса, в 1768-1769 гг. он с двумя переводчиками ездил в Москву, Петербург. В Петербурге его приняла Екатерина 11. Сыранов добился права быть депутатом Екатерининской налоговой комиссии и принимал участие в работе этой комиссии. Он стал головой Кангаласского улуса. После долгого пребывания на этой должности в 1790 г. он поставил перед Иркутским генерал-губернатором Пилем вопрос о воможности избрания себя областным головой. Собравшиеся в 1793 г. в Якутске князцы и головы пяти улусов избрали его на этот пост. Однако их решение не было утверждено вышестоящими инстанциями.

В 18-19 вв. русские крестьяне, служилые люди активно заселяли Кангаласский улус. Связано это было со строительством церквей и открытием постоянной почтовой связи, имевшей название “Иркутско-Якутский тракт”. Ими являлись в основном сосланные из Центральной России, Западной Сибири и верховьев Лены ямщики, представлявшие из себя выходцев из различных социальных кругов. Они “гоняли почту”, затем осваивали землю для хлебопашества.

За долгие годы совместного проживания с местным населением крестьяне восприняли многое из материальной и духовной культуры хангаласцев. “Русские-родом, якуты — по языку”,- писал русский писатель И.А.Гончаров. Однако они сохранили до наших дней свою национальную самобытность-фольклор и, главным образом, песни.

Герб Хангаласского улуса

Дата принятия: 17.06.2005

Автор/авторы: Федоров Прокопий Ефимович

Герб Хангаласского улуса (района) ГГР РФ: № 1828

Герб утвержден распоряжением главы Администрации муниципального образования «Хангаласский улус» от 17 июня 2005 года № 148-р.

Геральдическое описание гласит: «В лазоревом поле золотой орел с распростертыми крыльями, сидящий на вершине древа жизни «Аал-Луук масс. Во главе семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)».

Наскальный рисунок фигуры древнего человека (из местности «Суруктаах хайа») подчеркивает глубокие корни хангалассцев, а птица похожая на фигуру орла это – тотем Хангаласского улуса.

Кроме того, орел, символизирует содружество двух наций. В XVII веке с изображением орла на гербе русские землепроходцы прибыли на хангаласскую землю, а хангалассцы в свою очередь, орла почитали как своего ангела-хранителя и считали его своим тотемом. Представители этих двух народов давно и неразрывно объединены кровными узами и составляют нынешнее население Хангаласского улуса как одно целое.

Алмазы в особой стилизации, аналогичной их стилизации в Государственном гербе Республики Саха (Якутия), обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Республике Саха (Якутия).